9 августа 1945 года СССР вступил в войну с Японией, присоединившись к Потсдамской декларации (13 пунктов о безоговорочной капитуляции Японии) от 26 июля 1945 года, принятой правительствами США, Великобритании и Китая. Но, уже 15 августа всем японским войскам было приказано ( на основании рескрипта, подписанного императором Хирохито) сдать оружие. Поводом этому послужили американские атомные бомбардировки, вынудившие японцев принять условия Потсдамской конференции. 16 августа Главнокомандующий союзными войсками на Тихом океане генерал Д.Маккартур отдал приказ номер один прекратить все наступательные действия (выполнен всеми союзными войсками исключая Монголию и СССР). 17 августа Сталин подписывает директиву продолжать наступление, т.к. за пять дней войны советским войскам удалось занять значительную часть Манчжурии и сложившаяся ситуация вполне устраивала Кремль. Более того, проигнорировав статью № 9 Потсдамской декларации, Советское правительство не обеспечило возвращение на родину японских военнопленных. В этой статье говорилось, что военнослужащие японской армии после разоружения должны быть отправлены домой.
2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского авианосца "Миссури" был подписан акт о капитуляции Японии. В Советский Союз было этапировано более 520 тыс. японских солдат. Им сообщили, что их отправляют на Юг Кореи для погрузки на корабли и отплытия в Японию. Но японцев обманули, поезда, вместо Южной Кореи поехали на Север. В Монголию отправилось 20 тыс. человек. В распоряжении советских властей на территории Кореи и Манжурии оказались остальные 500 тыс. военнопленных. Они были помещены в лагеря МВД а так же, в пятидесяти "отдельных рабочих батальонах" при министерстве обороны Дальнего Востока и Сибири.
С самого начала прием военнопленных создавал проблемы для местных властей: не хватало продовольствия, зимней одежды, медикаментов, жилья. Как следствие, зимой 1945-1946 г.г. умерло 55 тысяч военнопленных. К 1950 году были репатриированы и возвратились в Японию примерно 400 тыс. солдат. В 1956 году возвратились оставшиеся японцы.
Долгое время судьба остальных японцев была неясна. Япония не раз просила российскую сторону предоставить данные об остальных военнопленных, умерших в советском плену, на что получала ответ о том, что данных об этом не существует. Лишь при подписании советско-японской декларации об урегулировании отношений в 1956 г. советская сторона сообщила о трех с небольшим тысячах японских солдат, похороненных на 22-х российских кладбищах. Далее, вплоть до 1990 года, японцы не получали никаких сведений, они хранились в советских архивах под грифом "секретно". Японцы очень трепетно относятся к памяти предков и к местам их захоронений. Это относится не только к непосредственно японским захоронениям, но и к могилам иностранцев умерших и похороненных на территории Японии. Так, после атомного взрыва в 9 августа 1945 года, русское кладбище в Нагасаки было заботливо восстановлено руками простых японцев. На кладбище был бережно наведен порядок, поставлены на свои места новые надгробия и кресты, посажены деревья. Захоронению был возвращен благодатный покой. И уже следующей весной вновь цвела сакура над могилами со странными для японцев надписями на русском языке. Японцам очень важно восстановить репутацию своих собратьев, попавших в советский плен после капитуляции Японии, узнать об их судьбе и навестить могилы.
Вторым важным моментом для Японии является изменение статуса военнопленных на статус незаконно интернированных, для тех людей, кто побывал в советских лагерях. И дело вовсе не в материальных претензиях, а в желании восстановить справедливость с точки зрения человеческой морали. В Японии существует Всеяпонская ассоциация насильно интернированных. Возглавляет ее депутат японского парламента, бывший военнопленный Аидзава Хидеюки. В 1990 году в Москве, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН Кириченко А.А. была создана общественная ассоциация "Взаимопонимание" по сотрудничеству с бывшими японскими интернированными. Ныне он является президентом ассоциации.
Ассоциация убедила российские власти рассекретить документы, касающиеся судеб судьбах японцев, не вернувшихся из советских лагерей, и разбудила интерес общественности и молодого поколения к этой гуманитарной проблеме. Данная проблема непременно должна быть решена для дальнейшего плодотворного развития сотрудничества между нашими странами.
С июня 1993 года обе ассоциации проводят совместные семинары, в которых принимают участие известные ученые, политики, общественные деятели, журналисты. Все больше и больше молодых людей, заинтересованных в развитии российско-японских добрососедских отношений на основе взаимопонимания и взаимного доверия, для которых немаловажную роль играет восстановление исторической справедливости по гуманитарным вопросам, интересуются данной проблемой и участвуют в работе симпозиумов.
В 1991 году президент СССР М.С.Горбачев в ходе своего визита в Японию передал Токио списки умерших в советских лагерях. Многие японцы смогли узнать о своих близких. Президент России Б.Н.Ельцин во время визита в Страну восходящего солнца в октябре 1993 года принес извинения от всего российского народа за незаконное пленение японских военнослужащих советской властью в 1945 году.
По данным Министерства здравоохранения и труда Японии, общее количество умерших в советских лагерях, включая территорию Манчжурии - 55000 человек, а по мнению российского исследователя В.П.Галицкого - более 62000 человек. В.В. Карпов, бывший директор музея военной истории Хабаровского дальневосточного военного округа, а в настоящее время директор Киевского военного музея, отвечая в интервью ОЯСЕ (общество Япония - страны Евроазии) сообщил, что по его мнению общее количество интернированных - 657000 человек, из них умерших чуть больше 92000 человек. В.А. Архангельский, автор книги "Дело убийства принца Каноэ", переведенной на японский язык, делает свои предположения - 1 миллион интернированных, 374000 умерших.
31 марта 2003 года "Центр по исследованиям северо-восточной Азии" при университете "Тохоку" (город Сэндай, Япония), опубликовал книгу под названием "Список умерших в Сибири японских интернированных". Огромный вклад в издание бесценной для японцев книги внес президент ассоциации "Взаимопонимание" Кириченко А.А.. Более 15 лет он собирал сведения в российских архивах, уточняя имена и места погребения японских солдат. В этой книге, изданной под редакцией президента ассоциации, содержатся выверенные данные о 35424 интернированных японцев, умерших в лагерях МВД, в "отдельных рабочих батальонах" и госпиталях в период с сентября 1945 года по декабрь 1956. В ней же приводится список 400 кладбищ.
"Книга памяти" произвела сенсацию в Японии. Родственники получившие реальную информацию о своих близких, о месте их захоронения и времени кончины, теперь могут беспрепятственно навещать могилы, что имеет чрезвычайно важное значение для японцев, свято чтящих свои древние традиции и почитающих своих предков. До сих пор пока не установлены имена около 20000 тысяч умерших военнопленных и требуются усилия по их выявлению. На сегодняшний день японская сторона эксгумировала и вывезла в Японию примерно 8000 останков умерших.
Далее, безусловно, необходимо затронуть проблему состояния и сохранения японских кладбищ в России. Их состояние из года в год ухудшается, это не может не вызывать у потомков, посещающих могилы, чувство сожаления и грусти. Так не должно больше продолжаться, необходимо восстановить справедливость и показать, что мы, русские люди, тоже достойно относимся к предкам" вне зависимости от степени родства, территориальной или национальной принадлежности. Русские солдаты, умершие в Японии, были похоронены достойно, и их могилы содержатся в порядке местным населением. Японская сторона не требует, чтобы в России, так же заботились о японских кладбищах, как, например, в городе Мацуяма заботятся о русских, а всего лишь просит о том, чтобы не ломали и не оскверняли могилы. Одних усилий общественности для этого мало, требуется помощь местных властей. Для установления дружеских отношений между Россией и Японией хотелось бы разрешить это "историческое наследие". Только сильные государства могут позволить себе признать ошибки прошлого. Признание того, что реально происходило с интернированными японскими военнослужащими на государственном уровне, только прибавит уважения к России в глазах мирового сообщества.
Авторы:Николаева Е.В.Мусатова Е.Н. |